Священная Кааба
29/09/2012
Кызмет Саяхат
Главная святыня мусульман - мекканский храм, известный как Кааба. Его также называют Домом Аллаха (араб. Байту-ллах), Благородным Домом (аль-Байт аль-‘Атик), Заповедным Домом (аль-Байт аль-Харам), Опорой ислама (Ди‘амат аль-ислям). В направлении Каабы обращаются мусульмане во время молитвы; миллионы их ежегодно совершают к ней паломничество.

 

Значение Каабы как священного для всех мусульман храма устанавливают Коран и сунна. Так, сура "Семейство ‘Имрана" гласит:

"Воистину, первый дом, который был воздвигнут для того, чтобы люди предавались богослужению, - тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров" (3:96). Там же, в суре "Трапеза" говорится:

"Аллах создал Каабу - заповедный храм, опору для людей" (5:97).

Согласно одному из хадисов, Пророк (с.а.у.) однажды сказал: "Этот Дом - опора ислама. Человеку, который направится к нему с целью совершить хадж или ‘умру, Аллах, велик Он и славен, обещает рай, если Он упокоит его до возвращения домой; награду и прибыль - если вернет его назад невредимым".


ФОРМА КААБЫ


Кааба представляет собой каменное сооружение, имеющее следующие размеры: длина - 12,1 м,
ширина - 10,6 м, высота - 15,2 м. Название храма происходит от его формы, схожей с кубом (араб. ка‘ба).

Углы Каабы ориентированы по сторонам света; три его угла названы по странам, к которым они обращены: южный - йеменским (ар-рукн аль-йамани), северный - иракским (ар-рукн аль-‘ираки), западный - сирийским (ар-рукн аш-шами), а четвертый - углом Черного камня (ар-рукн аль-асвад). На высоте 1,1 м от земли в нем установлен Черный камень.

 

Кааба построена из отполированного горного камня. Снаружи она занавешена шелковым покрывалом (кисва) черного цвета. Дверь Каабы устроена в северо-восточной стене на высоте 2,25 м от поверх-ности земли. Часть стены между дверью и углом Черного камня называется аль-мультазам; считается, что молитва, произнесенная здесь, будет обязательно услышана Аллахом.

С северо-запада к Каабе примыкает невысокая полукруглая стенка, которую, как и пространство внутри нее, называют хиджр Исма‘ил (или просто аль-хиджр). Прежде они составляли часть Каабы и были выведены за ее пределы при перестройке храма курайшитами (605 г.). Крыша Каабы облицована белым мрамором; по бокам ее установлена невысокая ограда (0,8 м) со специальными столбиками, к которым крепится покрывало.

 

Нижний край кисвы держат кольца, вделанные в невысокий цоколь (аш-шазарван). С северо-западной стены над аль-хиджром выступает позолоченный желоб, по которому стекает дождевая вода с крыши.


ИСТОРИЯ КААБЫ


Кааба - одно из древнейших сооружений, воздвигнутых человеком. В Коране сказано: "Воистину, первый дом, который был воздвигнут для того, чтобы люди предавались богослужению, - тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров" (3:96).

Местонахождение Дома было указано Ибрахиму Аллахом (22:26). По преданию, Он послал своему пророку ветер, вихри которого, достигнув нужного места, стали кружиться по земле, переплетаясь друг с другом подобно змеям (аль-Азраки). Сооружение Ибрахима было прямоугольным и не имело крыши. В северо-восточной и юго-западной стенах были устроены два дверных проема, находившихся у самой земли. В восточном углу Ибрахим установил Черный камень, обозначив им место начала обхода.

В начале VII в. Кааба была разрушена наводнением, после чего ее заново отстроили курайшиты. Для ведения строительства они разбились на четыре группы, каждой из которых была отведена одна из стен храма. Вначале они разобрали остатки здания, после чего возвели его заново из перемежающихся рядов камня и дерева. Высота стен была увеличена вдвое, с 9 до 18 локтей (9 м). Дверь в юго-западной стене была заделана; другая была поднята над землей на высоту 2 м. И наконец, сооружение впервые покрыли крышей, которая покоилась на шести деревянных столбах. Материалом для строительства послужили камни с окрестных гор и обломки византийского корабля, выброшенного на берег близ Джидды. Плотницкие работы были выполнены неким коптом, проживавшим в Мекке; он также расписал помещение Каабы, изобразив на его стенах Марию с младенцем Иисусом и пророка Авраама (Ибрахима).

Во время этой реконструкции длина двух стен Каабы (юго-восточной и северо-западной) была укорочена на семь локтей (3,5 м), вошедших в аль-хиджр. Изменение в конструкцию здания было внесено курайшитами вынужденно, по причине нехватки средств. Еще до начала строительства они сговорились тратить на него только те средства, что были добыты дозволенным путем, а не ростовщичеством и притеснением кого-либо из людей (Ибн Хишам). Таковых оказалось недостаточно, из-за чего им пришлось уменьшить размеры Каабы. В результате она приняла форму куба с примерно одинаковыми сторонами, каковую сохраняла до следующей перестройки, предпринятой 683 г. ‘Абдаллахом ибн аз-Зубайром.

В этом году Кааба была частично разрушена камнеметной машиной, которую использовало против ‘Абдаллаха сирийское войско. После его ухода он решил перестроить Каабу, вернув ей прямоугольную форму, так, как этого желал Пророк, о чем ‘Абдаллаху было известно со слов его тетки ‘Аиши. Прежде чем приступить к реализации своего замысла, он решил заручиться поддержкой авторитетных мекканцев, однако его попытка не увенчалась успехом. Большинство их не одобрили затеи ‘Абдаллаха и отказались в ней участвовать; опасаясь навлечь на себя гнев Аллаха, перед началом работ они вместе с остальными мекканцами покинули город и поселились в долине Мина. Бегство горожан не смутило ‘Абдаллаха; он разобрал оставшиеся стены Каабы, дойдя до основания Ибрахима, камни которого, по сообщению одного из его современников, были похожи на соединенные друг с другом шеи верблюдов (аль-Азраки).

После этого ‘Абдаллах заново возвел сооружение, устранив переделки, внесенные в его конструкцию курайшитами. Он увеличил длину стен Дома, включив в него аль-хиджр, и вновь устроил дверь в ее юго-западной стене. Внутри Каабы были оставлены три колонны взамен прежних шести; вместе с тем, появилась лестница, ведущая на крышу.

Сооружение ‘Абдаллаха просуществовало недолго: в 692 г./72 г. х. Мекка была захвачена омейядским войском, а сам он погиб в бою. Возглавлявший войско аль-Хаджжадж ибн Йусуф с одобрения халифа ‘Абд аль-Малика восстановил Каабу в том виде, который она имела до перестройки ее ‘Абдаллахом. После аль-Хаджжаджа Кааба более не перестраивалась, сохраняя до сей поры известную нам форму куба. Согласно одному из хадисов, Кааба просуществует до самого Судного дня, и уничтожение ее станет одним из признаков его наступления. Разрушит ее эфиоп с короткими ногами, и в это время на земле уже не будет ни одного человека, который бы поминал Аллаха (аль-Бухари, Муслим).


ХРАНИТЕЛИ КААБЫ


С давних пор служителями при Каабе состоят члены древнего рода, ведущего свое происхождение от курайшита Шайбы ибн ‘Усмана ибн Абу Талха (ум. 678 г./56 г. х.). Шайбиты (таково их родовое имя) хранят ключи от Каабы, открывают и закрывают ее двери, содержат в порядке ее внутреннее помещение и вывешиваемое снаружи покрывало, принимают посетителей и т. д.

Мусульманские источники называют первым хранителем Каабы пророка Исма‘ила. После него этой почетной привилегией владели егодети и внуки, далее племена джурхум и хуза‘а и, наконец, курайшиты, заполучившие ее при Кусаййе ибн Килябе. По преданию, Кусайй был женат на дочери хранителя Каабы, вождя хуза‘итов Халиля аль-Хуза‘и. После кончины вождя эта должность, согласно его завещанию, была вручена его дочери, жене Кусаййа. Поскольку она не могла исполнять возложенные на нее обязанности, ключи от Каабы (а вместе с ними и право попечительства) вручили ее брату Абу Габшану.

Богатый и влиятельный Кусайй посчитал себя более достойным этой должности: по преданию, он опоил Абу Габшана, после чего, воспользовавшись случаем, выкупил у него ключи за одного верблюда и мех вина. Понимая, что эта сделка никогда не будет признана хуза‘итами, Кусайй призвал на помощь союзников и соплеменников-курайшитов. Общими усилиями они изгнали племя хуза‘а из Мекки, сделав Кусаййа единовластным хозяином города и расположенной в ней святыни - Каабы. Правом попечительства Каабы он владел до самой смерти, после его кончины это право перешло к его старшему сыну ‘Абд ад-Дару.

 

В год взятия Мекки мусульманами (630 г. /8 г. х.) эту должность исполняли ‘Усман ибн Тальха и Шайба ибн ‘Усман, представители четвертого поколения потомков ‘Абд ад-Дара. По сообщениям мусульман ских хронистов, Посланник Аллаха (с.а.у.) поначалу намеревался сместить их, для чего потребовал у ‘Усмана ключи от Каабы. Однако под влиянием ниспосланного ему тогда откровения: "Воистину, Аллах велит вам возвращать владельцам имущество, которое было даровано вам, и судить по справедливости, когда вы судите (тяжущихся)..." (4:58), он отказался от своего первоначального намерения. Позвав ‘Усмана, Пророк(с.а.у.) вернул ему ключи со словами: "Возьмите их, потомки Тальхи, и владейте ими вечно, передавая их по наследству. И только тот, кто чинит несправедливость, посмеет отнять их у вас» (Ибн Са‘д). Великодушие Пророка (с.а.у.) так потрясло компаньона ‘Усмана - Шайбу (чей отец погиб от рук ‘Али в битве при Ухуде), что он тотчас же принял ислам. Подчинившись воле Пророка (с.а.у.), Шайба и ‘Усман продолжили исполнять свои прежние обязанности.

После переезда последнего в Медину они целиком перешли к Шайбе, а от него - его потомкам - шайбитам. Шайбиты хранят ключи от Каабы, открывают и закрывают ее двери, содержат в порядке ее внутреннее помещение и вывешиваемое снаружи покрывало, принимают посетителей и т. д. Мусульманские авторы, опираясь на вышеприведенное высказывание Посланника Аллаха (с.а.у.), считают, что члены этого древнего рода будут состоять хранителями Каабы до наступления Судного дня. В настоящее время главой шайбитов является шайх ‘Абд аль-‘Азиз ибн ‘Абдаллах.


ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ

 
Черный камень в серебряной оправе.
На поверхности камня отчетливо видны
места сколки его небольших фрагментов
 
В восточный угол Каабы на высоте 1,1 м от поверхности земли вставлен знаменитый Черный камень (араб. аль-хаджар аль-асвад). Это небольшой (25×17 см) камень неправильной овальной формы. Он состоит из 8 обломков разной величины, скрепленных оправой из серебра.


Видимая часть камня черно-красного цвета; на ее поверхности, в местах соединения осколков, проступают маленькие красные точки и желтые волнистые линии. Черный камень - одно из "явных знамений" Аллаха в Мекке - был ниспослан на землю вместе с Адамом. Прежде он и другой священный камень - макам Ибрахим - были драгоценными яхонтами рая, сияние которых, если бы его не погасил Аллах, могло озарить пространство между востоком и западом (ат-Тирмизи). Поначалу он был ярко-белого цвета (или, как сказано в хадисе, "белее молока"), однако грехи людские со временем зачернили его (ат-Тирмизи).

В восточный угол Каабы его вставил пророк Ибрахим, пожелавший обозначить им место, откуда следует начинать таваф. Камень ему принес ангел Джибриль; согласно разным сообщениям, он доставил его с горы Абу Кубайс, что находится в Мекке (Ибн Хишам), из Индии (Ибн Хишам) и, наконец, с неба (аль-Хаким). В доисламский период в Мекке существовал языческий культ Черного камня, которому поклонялись наряду с теми 360 идолами, которые прежде находились у Каабы.

После установления в ней ислама этот пережиток язычества был уничтожен: отныне в этой святыне видели лишь символ могущества Аллаха, чудесный камень, чья история связана с именами пророков Адама, Ибрахима и, наконец, самого Мухаммада (с.а.у.).

Благодаря своему значению Черный камень всегда привлекал к себе внимание посещавших Мекку паломников. Впрочем, были и те, кого приводило к нему отнюдь не религиозное чувство. В истории этого камня немало случаев, когда он становился объектом преступных посягательств злоумышленников, действовавших как из идеологических побуждений, так и в своекорыстных целях.

Наиболее вопиющий случай такого рода имел место в 930 г. /317 г. х. после захвата Мекки армией еретиков-карматов. Они извлекли Черный камень из стены Каабы и увезли его в свою столицу аль-Ахсу в Бахрейне, где он находился до 951 г. /340 г. х., когда его выкупил аббасидский халиф аль-Мути‘. Как гласит легенда, во время перевозки камня в аль-Ахсу под ним пало 40 верблюдов (по другим версиям - 300 и даже 500). Обратно в Мекку его доставил тощий молодой верблюд, который, несмотря на тяготы трудного пути, прибавил в весе.

Подобные инциденты случались и в дальнейшем. Так, в 1022 г. /413 г. х. Черный камень подвергся нападению перса из Басры, фанатичного почитателя фатимидского халифа-еретика аль-Хакима (996-1021 гг./996-1021 гг. х.). Он несколько раз ударил по камню дубиной, после чего был растерзан толпой. Последним покушался на святыню некий афганец, выкравший в 1932 г. /1351 г. х. осколок Черного камня, а также кусок покрывала Каабы и фрагмент ее серебряной лестницы. Однако и в этот раз все обошлось благополучно: украденное удалось вернуть, а вор понес заслуженное наказание. Вследствие этих и других событий внешнему виду камня не раз наносился серьезный ущерб, из-за чего его приходилось неоднократно реставрировать. К примеру, после пожара 683 г./64 г. х. он раскололся на три части, которые Ибн аз-Зубайр впервые соединил серебряной оправой.

По свидетельству очевидца, камень треснул и почернел от пламени, однако середина его была белой "словно серебро" (аль-Азраки). В последующем обруч Черного камня периодически обновляли; обычно его изготовляли из серебра, и лишь однажды, в 1852 г./1268 г. х., турецкий султан Абд аль-Меджид (1839-1861 гг./1255-1277 гг. х.) прислал оправу из золотавесом чуть более 10 кг. В последний раз обрамление камня меняли в 1955 г./1375 г. х., в правление короля Са‘уда ибн ‘Абд аль-‘Азиза.


ДВЕРЬ КААБЫ

В северо-восточной стене Каабы расположена двустворчатая дверь, поднятая от земли на высоту выше человеческого роста. Ее высота - 3,10 м, ширина - 1,90 м, расстояние между ней и поверхностью матафа - 2,25 м. Каркас двери, изготовленный из прочного тикового дерева, обит золотыми пластинами, поверх которых нанесены изречения Корана и растительный орнамент.

Снаружи дверь занавешена расшитым шелковым покрывалом черного цвета - бурку‘. Согласно мусульманской традиции, древнейшее сооружение Каабы, возведенное Ибрахимом, имело две двери (вернее, два дверных проема), расположенные у самой земли. Одна из них, входная, была обращена на северо-восток, другая - на юго-запад. Курайшиты, ремонтируя Каабу в 605 г., заделали вторую дверь; оставшуюся они подняли над землей для того, чтобы внутрь ее не попадала селевая вода и не могли пробраться злоумышленники. Впрочем, как это следует из хадиса, у курайшитов были и другие причины для этой, напервый взгляд, несущественной перестройки. Процитируем отрывок из этого хадиса, передаваемого со слов ‘Аиши:

"Пророк спросил: "А знаешь ли ты (‘Аиша), почему твой народ (курайшиты) поднял ее (Каабы) дверь?" Я ответила: "Нет". Он сказал: "Они сделали это из-за своей гордыни, для того чтобы мог войти в нее только тот, кому они это позволят. Они не мешали посетителю подняться (по приставной лестнице); но в тот момент, когда он был готов переступить через ее порог, они сталкивали его, и он летел вниз" (Муслим).

Таким образом, благодаря этой переделке курайшиты получили возможность контролировать доступв Каабу посетителей. Неугодного им гостя они без особого труда сбрасывали вниз, тем более что стоявший на приставной лестнице человек не мог оказать им сопротивления. Бесцеремонность, с которой они порою действовали, как и сам факт ограничения ими доступа в святыню, свидетельствовали о мощи курайшитов и их возросшем влиянии на другие арабские племена.

‘Абдаллах ибн аз-Зубайр, перестроивший Каабу в 683 г. /64 г. х., восстановил вторую дверь в юго-западной стене, разместив ее, как и другую дверь, у самой поверхности матафа. Но спустя 10 лет все его переделки были устранены при ремонте Каабы аль-Хаджаджжем ибн Йусуфом, после чего здание приобрело прежний вид, который оно до сей поры и сохраняет.

Обычай украшать дверь Каабы существовал и до ислама. Согласно местному преданию, первую дверь для нее изготовил йеменский правитель (тубба‘) Ас‘ад аль-Камиль Абу Кариб (прибл. 385-420). Она была одностворчатой и запиралась на замок. Прадед Пророка (с.а.у.) ‘Абд аль-Мутталиб украсил ее золотой статуэткой газели, найденной им при расчистке колодца Зам-зам. Это украшение выглядит сущей безделицей по сравнению с роскошью отделки двери при мусульманских правителях Арабского Халифата. Как и покрывало Каабы (кисва), ее присылал в дар Каабе халиф или правитель, под чьей властью находились тогда священные города Мекка и Медина. Соперничая друг с другом, они жертвовали на нее немалые суммы: так, омейядский халиф аль-Валид (705-715 гг./86-98 гг. х.) израсходовал в 709 г. /91 г. х. 15 тыс. динаров на изготовление золотого покрытия двери, а Аббасид аль-Амин (809-813 гг./193-198 гг. х.) - 18 тыс. динаров на его обновление.

Серебряный замок от дверей Каабы турецкого султана Ахмеда (1603-1617 гг./1012-1026 г. х)


Створки двери вырезали из прочной древесины тика, эбенового дерева, нильской акации. Их облицовывали золотыми или серебряными пластина ми, поверх которых наносили декоративный орнамент и надписи разного содержания: коранические изречения, религиозные формулы вроде шахады, имена сподвижников Пророка○ и т. д. Обязательно делалась надпись о том, когда и при каком владетеле была изготовлена данная дверь.

Замена двери производилась периодически, по мере ее обветшания. Деревянный каркас снятой двери хранители Каабы - шайбиты - помещали внутри Каабы или же отсылали верховному правителю священных городов. Последний мог, к примеру, передать его на хранение в свою сокровищницу, как это сделал турецкий султан Мурад III (1574-1595 гг./982-1003 гг. х.) (Сейчас эта дверь входит в экспозицию знаменитого музея Топ-капы в Стамбуле). Аббасидский халиф аль-Муктафи (11386-1160 гг./530-555 гг. х.) изготовил из старой двери Каабы деревянный гроб, в котором он распорядился похоронить себя. Снятые с нее пластины драгоценного металла делили между собой шайбиты. Каждая такая замена приносила им немалую выгоду: так, в 1332 г./733 г. х. они получили таким способом 60 ратлей серебра (ок. 27 кг).

 
Деревянный остов двери из
коллекции музея Топ-капы в Стамбуле
 
Нам не известно, сколько раз меняли дверь Каабы. Можем лишь предположить, что ее металлическое покрытие обновляли несколько чаще, нежели деревянную основу. Во-первых, хрупкие пластины металла быстрее приходили в негодность, во-вторых, драгоценную обшивку порою повреждали воры (к примеру, из-за действий этих "маловеров" (так они названы в источнике) турецкому султану Сулейману пришлось заново покрывать дверь серебром в 1553 г./ 961 г. х.). Случалось также, что меняли не все покрытие, а лишь его фрагмент с именем правителя, изготовившего дверь. Происходило это после того, как этот владетель терял власть над священными городами, а вместе с ней - и право им покровительствовать. Его соперник утверждал свое господство над Меккой и Мединой и, помимо прочего, уничтожал вышеупомянутую надпись с именем своего предшественника.


Так, в 1086 г./479 г. х. военачальник сельджукидского султана Меликшаха (1072-1092 гг./465-485 гг. х.), формально признававшего власть аббасидского халифа, стер с двери Каабы надпись, в которой упоминался фатимидский правитель Египта. Вместо нее он вырезал новую, на этот раз с именем халифа аль-Муктади (1075-1094 гг./467-487 гг. х.). Дверь Каабы запирается навесным замком, ключи от которого находятся у шайбитов. Размер зам ка - 34×6 см. Его изготовили в 1972 г./1399 г. х. по образцу замка, присланного в конце XX в. турецким султаном Абд аль-Хамидом (1876-1909 гг./1293-1327 гг. х.). Ключ от замка (длиной 25 см) хранится в специальном матерчатом чехле, богато расшитом золотом. Его ежегодно изготавливают из натуральной шелковой ткани на фабрике кисвы в Мекке.

Первый замок и ключ для Каабы изготовил упомянутый выше тубба‘ Ас‘ад аль-Камиль Абу Кариб. Позднее, уже во времена ислама, их присылали, по праву владык священных городов, арабские халифы Дамаска и Багдада, правители Египта и Османской империи. Богатой коллекцией подобных раритетов (53 экземпляра) располагает бывшая резиденция турецких султанов, а ныне - знаменитый музей Топ-капы в Стамбуле. Судя по этой коллекции, ключи и замки первоначально изготавливали из железа и бронзы, затем, начиная с турецких султанов, - из серебра. Их поверхность украшали узорами и надписями; последние представляли собой выдержки из Корана, имена правителей и мастеров, даты изготовления.


АЛЬ-МУЛЬТАЗАМ

Аль-Мультазам - часть стены Каабы длиной около 2 м, что находится между ее дверью и Черным камнем. Считается, что ду‘а, произнесенная здесь, будет услышана Аллахом. Известно, что Пророк (с.а.у.) молился в этом месте, касаясь стены грудью, руками и щекой (Ибн Маджа). Паломники, следуя его примеру, завершив таваф и помолившись позади макама Ибрахим, направляются к аль-мультазаму. Здесь они молят Аллаха о милости и прощении, веря, что их слова будут услышаны.

Постоянное присутствие людей у аль-мультазама и дало ему это название: в переводе с арабского оно означает "место, где постоянно, неотлучно находятся". Его также называют аль-мад‘а и аль-мута‘авваз, т. е. "место, где взывают к Аллаху", "просят Его о помощи".


АЛЬ-ХИДЖР

Аль-Хиджр - невысокая полукруглая стенка у северо-восточной стены Каабы, а также пространство, лежащее между ними. Высота стенки - 1,3 м, ширина - 1,5 м. Согласно хадису, ее возвели курайшиты во время перестройки Каабы в 605 г. Как сообщила ‘Аиша, Пророк (с.а.у.) однажды сказал ей:

«Твой народ (курайшиты)посчитал необходимым укоротить здание Каабы. И если бы не то малое время, что прошло после того как они оставили многобожие, я бы восстановил ту ее часть, которую они разрушили. Если твой народ решит потом, уже после моей смерти, строить Каабу, то пойдем, я покажу тебе, что они тогда забросили». И он показал ей пространство приблизительно в 7 локтей (Муслим).

Для того чтобы как-то обозначить это место, курайшиты огородили его невысокой стеной, которую, как пространство внутри нее, стали называть аль-хиджр, т. е. "запретное место". Другое ее название - аль-хатим ("ломаная", "разбитая"), поскольку она обозначает ту часть Каабы, которая была разрушена курайшитами. Впрочем, согласно другим толкованиям, она получила это название из-за постоянного скопления (инхитам) около нее людей.

Вид Каабы со стороны аль-хиджра


Таким образом, первоначально аль-хиджр являлся частью Каабы и был выведен за ее пределы курайшитами. Как это следует из приводимого хадиса Муслима, Пророк (с.а.у.) хотел перестроить Священный Дом и вновь включить в него аль-хиджр, однако, опасаясь вызвать волнение среди недавно обращенных в ислам курайшитов, ничего для этого не предпринимал. Его замысел удалось осуществить ‘Абдаллаху ибн аз-Зубайру, владевшему Меккой в 680-692 гг./ 60-72 гг. х. Он приложил немало усилий для того, чтобы убедить курайшитов в необходимости новой перестройки Каабы. Сообщают, что ему пришлось посетить ‘Аишу, приходившуюся ему теткой по матери, с десятью сподвижниками Пророка, которым она пересказала содержание хадиса.

В 683 г./64 г. х. он заново отстроил лежавшую в руинах Каабу, включив в нее аль-хиджр, после чего она приобрела прямоугольную форму. Впрочем, при штурме Мекки в 692 г./72 г. х. военачальником Омейядов аль-Хаджаджжем ибн Йусуфом она была сильно повреждена камнеметной машиной. Как утверждает один из средневековых арабских историков (аль-Макдиси), он намеренно обстреливал ту ее часть, которая была пристроена ‘Абдаллахом (что в целом представляется маловероятным). После взятия города аль-Хаджаджж вернул Каабе первоначальную форму куба; был восстановлен и аль-хиджр с невысокой полукруглой стенкой.
После аль-Хаджаджжа серьезных переделок Каабы более не предпринималось, а аль-хиджр так и остался лежать вне ее пределов.



ВОДОСТОЧНЫЙ ЖЕЛОБ

На крыше северо-западной стены Каабы установлен металлический водосток, называемый по-арабски аль-мизаб (желоб), или мизаб ар-рахма ("желоб милости"). Длина водостока - 2, 53 м, одна его половина (0,58 м) лежит на крыше, другая (1,95 м) выступает над аль-хиджром. Считается, что молитва (ду'а), произнесенная под желобом Каабы, будет обязательно услышана Аллахом. Первый водосточный желоб был установлен на Каабе в 605 г. по завершении ее ремонта курайшитами. Напомним, в этот год они впервые покрыли ее деревянной крышей; из дерева был изготовлен и помещенный поверх нее сток для дождевой воды. В 683 г./64 г. х. при
следующем ремонте Каабы, предпринятом ‘Абдаллахом ибн аз-Зубайром, его заменили на новый. Подобные замены производились и в дальнейшем. По подсчетам одного из современных исследователей, к началу XX в. его обновляли 13 раз.

Желоб, установленный на крыше Каабы в декабре 1996 г./1417 г. х.


Мусульманские правители считали за честь изготовить от своего имени новый желоб для Каабы и не жалели средств на его украшение. Так, в 709 г./91 г. х. омейядский халиф аль-Валид (705-715 гг./88-96 гг. х.) отправил наместнику Мекки 36 тыс. динаров, часть из которых была израсходована на облицовку деревянного водостока золотыми пластинами. Желоб турецкого султана Сулеймана (1551 г./959 г. х.) был серебряным, а султана Ахмеда I (1612 г./ 1021 г. х.) - серебряным с позолотой. Тот желоб, что сейчас находится на крыше Каабы, был установлен в 1996 г./1417 г. х. в правление саудовского короля Фахда ибн ‘Абд аль-‘Азиза, о чем имеется соответствующая надпись на одной из его сторон. Он изготовлен из нержавеющей стали и украшен позолотой.

Желоб, установленный на крыше Каабы в декабре 1996 г./1417 г. х. На его боковой стенке сделана следующая памятная запись: "Этот желоб был обновлен королем Саудовской Аравии, служителем обоих священных городов, Фахдом ибн ‘Абд аль-‘Азизом Аль Са‘удом". Металлические стержни, которыми утыкана верхняя часть желоба, не позволяют садиться на него птицам.