Қазақ (kz)
Русский (ru)
Өкілдер үшін кіру
Компания "Кызмет Саяхат" - хадж компания осуществляющая полный цикл паломнических услуг.   Узнайте о нас больше
727 344-06-66

Алматы, пр.Абая 150/230 8 блок   Карта проезда


Наши странички в соц сетях
   17.10.18.
Краткий очерк истории Мекки
28/09/2012
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОРОДА

Мекка - древний город, упоминание о котором мы находим у древнегреческих и древнеримских авторов. Так, Птолемей Александрийский (II в.) пишет о ней как о Макорабе. Кроме того, древние историки сообщают о существовании в западной части Аравийского полуострова нескольких мест, почитаемых арабами как священные. Названия их эти авторы не приводят, но вполне возможно, что среди них была и Мекка. О существовании у арабов известного святилища пишет и греческий историк Диодор Cицилийский (I в. до н. э.); которое некоторые исследователи склонны отождествлять с Меккой.

Мусульманские историки относят его возникновение к временам пророков Ибрахима и Исма‘ила. Согласно одному из хадисов, по велению Аллаха Ибрахим привез свою жену Хаджар и младенца-сына Исма‘ила в безлюдную долину, в которой позднее возникла Мекка. Здесь он покинул их, снабдив финиками и водой. Хаджар соорудила шалаш у холма, полагая, что его заметят посещающие это место караваны.

Паломники пьют воду из Священного источника Зам Зам


Когда их запасы иссякли, Хаджар, не желая видеть мучений сына, в поисках воды принялась бродить по долине. Семь раз она пробежала между находящимися здесь холмами ас-Сафа и аль-Марва, пока недалеко от того места, где стоял их шалаш, ей не явился ангел, открывший источник воды. Это был Замзам, появление которого привлекло в долину новых обитателей - йеменское племя джурхум, осевшее здесь с разрешения Хаджар. Исма‘ил выучил арабский язык, на котором говорило это племя; возмужав, он женился на девушке-джурхумитке, которая родила ему детей.

Время от времени к нему приезжал Ибрахим; в одно из таких посещений по велению Аллаха они построили Священную Каабу, ставшую первым домом, возведенным для поклонения (аль-Бухари). Забота о его состоянии легла на плечи Исма‘ила.



МЕККА ДО ИСЛАМА

После смерти Исма‘ила почетная должность хранителя Каабы отошла к его потомкам, которые, впрочем, сохраняли ее совсем недолго. Воспользовавшись малолетством осиротевших внуков Исма‘ила, этой привилегией самовольно завладели их родственники-джурхумиты. Они распоряжались всеми делами, относящимися к Священному Дому, и так продолжалось до той поры, пока в долине Мекки не появилось новое племя, также вышедшее из Южной Аравии. Это были хуза‘иты, переселившиеся на север после разрушения Ма‘рибской плотины в Йемене.



В столкновении с ними джурхумиты потерпели поражение и были изгнаны из мекканской долины. Хуза‘иты владели городом на протяжении пяти столетий, и именно в это время, как гласит предание, в нем начали поклоняться идолам. Первые идолы были привезены из Набатеи вождем племени ‘Амром ибн Лухаййем, который желал таким способом снискать Мекке еще большую известность и привлечь в нее новых паломников. Внутри Каабы поместили статую бога-воителя Хубала, считавшегося покровителем города, а вокруг нее расставили 360 других идолов, свезенных с разных мест Аравии, Набатеи и Месопотамии.

Примерно в середине V в. Мекку захватило племя курайш во главе с Кусаййем ибн Килаб ибн Мурра. Кусайй поселил курайшитов в городе, разделив его между родами племени. Некоторые мусульманские историки утверждают, что до того, как городом завладел Кусайй, в нем не было ни одного сооружения за исключением Каабы. Жившие здесь прежде племена джурхум и хуза‘а не желали возводить рядом с нею другие по стройки; каждый вечер они покидали город и проводили ночь за пределами его священной территории. Когда власть над Меккой перешла к Кусаййу, он собрал курайшитов и поселил их в пределах харама, велев не покидать его ночью. Часть курайшитских родов осела в городе, на участках, отведенных им Кусаййем, другие (так называемые долинные курайшиты) - в его окрест ностях. Сам Кусайй построил для себя дом недалеко от Каабы, который стали называть Дар ан-надва (Дом собраний), поскольку в нем собирались для обсуждения городских дел старейшины племени.

После прихода к власти Кусайй сконцентрировал в своих руках все должности, связанные с религиознополитическим управлением города. Он был главным хранителем Каабы, снабжал паломников водой и пищей, председательствовал в Доме собраний и хранил знамя курайшитов. После кончины Кусаййа эти функции отошли к его старшему сыну ‘Абд ад-Дару и его потомкам. В дальнейшем они были вынуждены поделиться своими привилегиями с другими курайшитскими родами; в частности, их дальние родственники, разбогатевшие потомки младшего сына Кусаййа ‘Абд Манафа, получили право поить паломников.


ПРОРОК МУХАММАД И ЗАРОЖДЕНИЕ ИСЛАМА В МЕККЕ

     
              Печать пророка Мухаммада (с.а.у.)  

Пророк Мухаммад○ родился около 570 г. в Мекке. Он был единственным сыном ‘Абдаллаха ибн ‘Абд аль-Мутталиба, принадлежавшего к курайшитскому роду хашим, и Амины, происходившей из рода зухра. Мальчик рано остался сиротой: ‘Абдаллах умер еще до его рождения, а через шесть лет за ним последовала и Амина. После ее кончины ребенок был взят на воспитание дедом ‘Абд аль-Мутталибом, которому было тогда около восьмидесяти лет. Будучи старейшиной рода хашим, он владел почетным правом поить паломников; именно ему местное предание приписывает заслугу обнаружения источника Замзам, заброшенного когда-то джурхумитами.

В доме деда Мухаммад провел два года; когда ‘Абдаль-Мутталиб скончался, его опекуном стал дядя Абу Талиб. Семья Абу Талиба обладала скромным достатком, а потому повзрослевшему Мухаммаду (с.а.у.) пришлось самостоятельно заботиться о собственном пропитании. Сначала он за небольшую плату пас овец курайшитов, затем стал участвовать в снаряжении караванов. В возрасте 25 лет Мухаммад (с.а.у.) женился на Хадидже бинт Хувайлид из близкого хашимитам рода асад. Она родила ему двух или трех сыновей, которые умерли в младенчестве, и четырех дочерей: Зайнаб, Рукаййу, Умм Кульсум и Фатиму. До наступления своего сорокалетия Мухаммад (с.а.у.) вел ничем не примечательную жизнь: торговал, растил дочерей, выдавал их замуж. Среди остальных мекканцев он выделялся своей удивительной честностью, снискавшей ему прозвище аль-Амин (араб. "надежный", "достойный доверия").


Единственным значительным событием этого периода его жизни было участие в ремонте Каабы, предпринятом курайшитами в 605 г. Они заново возвели стены храма, разрушенные селем, и впервые покрыли его крышей. По преданию, Пророк (с.а.у.) собственноручно вставил в стену Каабы Черный камень, который поднесли ему на плаще старейшины курайшитских родов.

Когда Мухаммад (с.а.у.) достиг возраста сорока лет (ок. 610 г.), Аллах избрал его Своим пророком и посланником, возложив на него миссию нести Его слово людям. Первое откровение было ниспослано ему в конце месяца рамадан, который он, как обычно, проводил в уединении в пещере горы Хира. По преданию, во сне перед ним предстал ангел Джибриль, продиктовавший ему первую из сур Корана: "Читай, во имя Господа твоего, который сотворил все создания, сотворил человека из сгустка крови. Возвещай, ведь твой Господь - самый великодушный, который научил человека письму по средством калама, научил человека тому, чего он ранее не ведал" (96:1-5).

Первыми последователями Пророка (с.а.у.) стали члены его семьи: жена Хадиджа, приемный сын Зайд ибн Хариса, 10-летний двоюродный брат ‘Али и друг Абу Бакр. Со временем к ним римкнули и некоторые другие курайшиты, однако число их было невелико. По замечанию одного из средневековых арабских историков, в большинстве своем это были "молодые и незначительные люди";

Вход в пещеру Хира (ныне ан-Нур), в которой Пророку Мухаммад (с.а.у.) была ниспослана первая из сур Корана



Пророк (с.а.у.) собирал их в собственном доме, позднее в доме своего последователя аль-Аркама ибн Абу-ль-Аркама у подножия холма ас-Сафа. Спустя три-четыре года по велению Аллаха он выступил с открытой проповедью, которая не имела успеха у мекканцев. Посчитав его сумасшедшим, они изводили его вопросами о точном времени наступления Судного дня и ехидными просьбами оживить их умерших предков. Однако когда он начал ругать их богов, отношение к нему переменилось: от насмешек курайшиты перешли к открытой враждебности, объектами которой стал не только Пророк (с.а.у.), но и его последователи-мусульмане.

Спасаясь от преследований, часть их эмигрировала в Эфиопию; Посланник Аллаха (с.а.у.) остался в городе под защитой своего рода и его главы Абу Талиба. После кончины в 619 г. Хадиджи и Абу Талиба он разом лишился поддержки и был вынужден искать союзников за пределами города. Пророк (с.а.у.) проповедовал среди паломников и торговцев, посещающих Мекку, предпринял поездку в соседний город Таиф, однако его усилия оказались безрезультатными. Наконец в 620 г. его проповедь нашла отклик у группы паломников из оазиса Йасриб, расположенного в 400 км к северу от Мекки. Населявшие Йасриб арабские племена аус и хазрадж находились в состоянии кровавых междоусобиц, сопровождавшихся гибелью людей, уничтожением садов и посевов.

Покончить с ними, по обычаю того времени, можно было с помощью авторитетного арбитра, в качестве которого они и пригласили Пророка (с.а.у.). В 621 г. он договорился с ними о переезде и в следующем году тайно бежал из Мекки. Вместе с ним город покинули все остававшиеся в нем мусульмане. Переселение Пророка (араб. хиджра) в Йасриб, переименованный в Мадинат ан-наби ("город Пророка"), или аль-Мадина (Медина), является поворотным моментом в истории ислама; позднее оно становится точкой отсчета нового мусульманского летосчисления.

Медина в окружении крепостных стен.


В 630 г. /8 г. х. во главе мусульманского войска, в которое входят его мекканские и мединские последователи (мухаджиры и ансары), Пророк (с.а.у.) завоевывает Мекку. Теперь он не просто религиозный учитель и проповедник, каким был восемь лет назад до своего переезда, он глава мусульманского государства, в которое, помимо Медины, входят несколько других оазисов Северной Аравии. Посланник Аллаха (с.а.у.) очищает Мекку от идолов и принимает присягу от мекканцев, которые клянутся поклоняться только одному Аллаху.

После завоевания Мекки Пророк (с.а.у.) возвращается в Медину, где проводит оставшиеся годы жизни. За это время он лишь однажды посещает родной город для совершения паломничества, называемого "прощальным" (хаджжат аль-вада‘). 8 июня 632 г./12 раби‘ аль-авваль11 г. х. в возрасте 62 лет он скончался; его могила находится в мединской мечети Пророка (аль-Масджид ан-Набави).

Нравится
Хадж и умра, халал отели, авиабилеты визы - полный цикл паломничества и халал туризма от ведущей хадж компании Казахстана.
© “Кызмет Саяхат” 2018 год
- Главная
- Умра
- Хадж
- Авиабилеты
- Халяль отели
- Туры
- Визы
- Инфо
- Мультимедиа
Контактный телефон:
+ (727) 300-78-03
Написать нам
г.Алматы
пр.Абая 150/230
БЦ "Гаухар Тас"
Социология:

RSS канал
Мы принимаем:
Создание сайта
Марат Бураев
mateo@inbox.ru
Дата заезда: c
по
Код вводится
заглавными буквами
Код вводится
заглавными буквами